Оператор «Отряда самоубийц» Роман Васьянов: «Великие операторы всегда стояли с великими режиссерами»

image Во-первых, это ни разу не экранизация Иванова. Это попытка сделать Иванова смотрибельным, но получилось, что получилось. Во-вторых, лёгкая такая попытка обкакать Совок. Неудачная, надо сказать. Потому что не надо натягивать сову на глобус! Если не умеешь. Впрочем, допускаю, что авторы ничего такого не планировали, а в силу малолетства и неграмотности повелись на стереотипы многолетней либерально-демократической пропаганды. Типа, их так учили. И они таки выучились. Это у Иванова про взросление. Здесь же – про сексуального маньяка, уютно устроившегося в студенческом общежитии и пользующего всех смазливых девчонок. И несмазливых тоже. При попустительстве администрации, комсомола и общественности. Да, зрителю привычнее, но как-то уж очень банально – оскомину уже набили эти маньяки. Картинка тусклая. Логика под вопросом. Как нынче принято, затянуто неимоверно. Ну, и осмысленность оставляет желать. Концовка, вот, неожиданна – и это весь позитив. В общем, уныло вышло. Унылый герой-мальчик, малохольный первокурсник, сохранивший свою малохольность до весенней сессии (это в общаге-то!). Унылый половой маньяк-злодей – вообще никаких эмоций, даже под водкой (наверное, псих – говорят, у них такое бывает). Унылый самодур-алкоголик комсорг (как унылый может стать комсоргом?). Откровенных ляпов нет, но вот несуразиц… Для чего сцена с дискотекой? В романе через неё раскрывается жизнерадостность и раскрепощённость Серафимы (в фильме это Кира). В картине же Кира как была зажатой, так зажатой и остаётся – ничего нового в её характере не открывается. Или нас хотят убедить, что советская молодёжь зажигала под песни Дербенёва и Паулса, тащилась от Яака Йоалы? Не на официозе ДК, а в общаге? В 1984 году? Ха! И ещё два раза «ха»! Весьма развесистая клюква. Комсомольский вожак мог организовать гадость, но светиться в ней самому? Вот зачем Гапонов вписался за комендантшу с мужем? Ну, турнут их – ему-то что? Зачем подставляться? Ах, все коммуняки – злодеи? Ну, да, ну, да… Или дебилы? Или это мы дебилы? А в чём, собственно, выражается дружба наших друзей? В соседстве койками и комнатами? Это у старших друзей меж собою любовь, а мальчик наш тут при чём? Мальчик не пришей кобыле хвост! Как-то маловато для изобличения предательства – предавать нечего. Чего Кира попёрлась искать своего «стрёмного» постояльца? Любовь? Через два с половиною дня-то? Ладно бы секс был, так ведь не было же! Явная натяжка. В романе так? В романе не так! Нелли предлагает Кире свои модные шмотки – чтобы соответствовать столице. Вы серьёзно? Не, предлагать-то можно, но только без придыхания. Авторы спутали Нелли с героиней Негоды из начала 90-х. Или из Нелли целенаправленно лепят бяку? Вот и её наплевательство на заходящегося в крике ребёнка, за которым она должна приглядывать. Это как-то влияет на сюжет? Вроде бы нет. А тогда зачем? Наш мальчик правдолюб? Как неожиданно! В романе-то он логично объясняет себе, что закладывать Рената бессмысленно – вот теми самыми словами, что в картине то же доказывает ему Игорь. Может, он всё ещё пионер? Отчего тогда наш мальчик врёт следователю? Это в романе он реальный свидетель, тут же он не видел ни-че-го: обернулся на шум – она уже лежит. Да и что такого он может сказать про Рената? Что видел, как тот зашёл в комнату погибшей девушки против её воли? Изнасилования он не видел. Даже не слышал. А домыслы – это только домыслы. Или лжесвидетельство. Что он собрался отстаивать? Инверсия, однако. В самом конце Игорь убегает и в открытую им дверь выходит и наш мальчик – ну, типа, дорога в рай. Почему Игорь? Зачем Игорь? В романе-то мальчика на ту дорогу выводит погибшая Серафима. А тут, что, у Игоря случился инфаркт от испуга? Или у авторов приключился заворот креатива? Что мы должны понять? Да, ещё студенты могли бы быть на пяток лет помоложе, а то и на десяточку… Я понимаю, что выбирать не из кого, ну так возьмите студентов ВГИКа – всё равно тут никакого великого раскрытия характеров нету. И это кино имеет претензию стать культовым?

Роман Васьянов
Роман Сергеевич Васьянов
Родившийся Роман Сергеевич Васьянов (1980-10-24) 24 октября 1980 г. Москва
Род занятий Оператор

Роман Сергеевич Васьянов (русский: Роман Сергеевич Васьянов; родился 24 октября 1980 года в г. Москва[1][2]) это русский кинематографист. Он наиболее известен своим сотрудничеством с режиссером. Дэвид Эйер и российский музыкальный фильм Стиляги, за что он был номинирован на Премия “Золотой орел” за лучшую операторскую работу.

Жизнь и карьера

Отец Васьянова работал фотографом для журнала. СССР.[2]

В 12 лет Васьянов начал работать с фотоаппаратами. Позже он работал над более чем 300 рекламными роликами для таких брендов, как Philips, Пума, Budweiser, Dell или же Пепси.

В 2008 году он был оператором театра Валерий Тодоровскийкультовый фильм Стиляги. В 2012 году работал над Дэвид Эйерполицейский триллер Конец дежурства, что принесло ему номинацию Лучший оператор на 28-я награда Independent Spirit Awards.[2] После Васьянов работал над фильмами. Жизнь в мотеле и Восток.

Васянов снова объединился с Айером для Вторая Мировая Война фильм Ярость и адаптация комиксов Отряд самоубийц.[3]

Фильмография

Год Заголовок Директор Примечания
2005 Ночная смена Валерий Рожнов
2006 Пиранья Андрей Кавун
2007 Тиски Валерий Тодоровский
2008 Стиляги
2010 Закон природы
Подарок Карл Ринш Короткий фильм
2012 Конец дежурства Дэвид Эйер
Жизнь в мотеле Алан Польский Габриэль Польский
2013 Восток Зал Батманглий
Чарли Кантримен Фредрик Бонд
2014 Ярость Дэвид Эйер
2016 Отряд самоубийц
2017 Стена Дуг Лиман
Спасибо за ваш сервис Джейсон Холл
Яркий Дэвид Эйер
2019 Тройной рубеж Дж. К. Чандор

Награды

  • 2010 – Кинотавр – Лучшая операторская работа (Закон природы)[4]

Рекомендации

  1. ^ Роман Васьянов, kinopoisk.ru, дата обращения 14.11.2013
  2. ^ абc Роман Васьянов В архиве 2013-11-14 на Wayback Machine, spiritawards.com, abgerufen am 14 ноября 2013 г.
  3. ^ Отряд самоубийц начинает съемки
  4. ^ Блейни, Мартин (14 июня 2010 г.). “Моя радость, победители перемирия в Сочи”. Screen International. Получено 3 сентября, 2017.

внешняя ссылка

Irina Starshenbaum Nikita Efremov Ilya Malanin Marina Vasilyeva Alena Mikhaylova Gennadiy Vyrypaev Yuliya Aug Anna Levit Sergey Troev Aleksandr Kudrenko Dmitry Golovanov Kirill Frolov Evgeny Serzin Mariya Ivashchenko Lyubov Konstantinova Vitaliy Isakov Kseniya Plyusnina Evgeniy Sannikov Gleb Denisov Tatiana Trudova

Director

Roman Vasyanov

Producers

Artem Vasilyev Andrey Savelev Igor Mishin

Writers

Roman Vasyanov Aleksei Ivanov Ekaterina Bogomolova Darya Selukova Pavel Selukov

Editor

Sergey Ivanov

Cinematography

Alexander Alexandrov

Production Design

Anastasiya Karimulina

Studios

MetraFilms Kinoprime Foundation Ministry of Culture of the Russian Federation SAGa

Country

Russian Federation

Language

Russian

Alternative Titles

Obshchaga na krovi, Obschaga na krovi, Общага на крови, Tenerife, Тенерифе, Obschaga

drama

122 mins   More at Report this film

Видео певицы на песню Oh My God из альбома «30» менее чем за сутки набрал 10 млн просмотров. Режиссёром стал Сэм Браун, с которым певица работала над клипом Rolling in the Deep. Кинопремия «Золотой единорог» в Лондоне впервые пройдет в формате театрального шоу. Церемония состоится в воскресенье, 5 декабря. Награда, которая в этом году будет вручена в пятый раз за достижения в российском кино, будет присуждаться в 11 номинациях, сообщает РИА «Новости». Источники russian.rt.com theuk.one lenta.ru usa.one germania.one cnews.ru meduza.io tass.ru rbc.ru aif.ru vesti.ru republic.ru kommersant.ru autonews.ru auto.vesti.ru safe.cnews.ru realty.vesti.ru ria.ru life.ru vz.ru planet-today.ru tvrain.ru korrespondent.net все источники

  • 24 сентября 2021 г.
  • ForbesLife
Кадр из фильма Александра Зельдовича «Медея»

Кинокритик Юлия Шампорова продолжает вести хроники «Кинотавра». В новом выпуске — любовная трагедия «Медея» с Цыгановым и Далакишвили, режиссерский дебют голливудского оператора Романа Васьянова «Общага» и фестивальный хит «Герда» о жизни танцовщицы стриптиза

«Медея», режиссер Александр Зельдович

Осмысление античной трагедии на современный лад от Александра Зельдовича, «Медея» — одна из самых ярких работ режиссера, снимающего раз в десять лет. Фильм спровоцировал на фестивале горячие споры среди зрителей, оценка которых колебалась от любви до ненависти. Некоторые критики сравнили картину с триеровской «Нимфоманкой» на русский манер. Такое сравнение не пришлось по вкусу самому режиссеру, который назвал картину фон Триера «хорошей, но адски скучной и унылой», в то время как его героиня — бунтарка и революционерка. 

Согласно древнегреческой мифологии, Медея происходила из западногрузинского царства Колхиды, была волшебницей и основательницей медицины. Влюбившись в аргонавта Ясона, она помогает ему овладеть Золотым руном, убивает своего брата и бежит из Колхиды с аргонавтами в Грецию. Когда спустя время Ясон решает жениться на другой, Медея убивает соперницу, а также двух своих детей от Ясона и скрывается на крылатой колеснице. 

Переосмысляя древнегреческую мифологию и трагедию Еврипида, режиссер помещает своих героев в Россию, откуда они быстро эмигрируют в Израиль. Современная Медея в исполнении Тинатин Далакишвили — девушка из российской глубинки, получившая образование химика-технолога. Еще будучи студенткой, она встречает предпринимателя Алексея (Евгений Цыганов), в то время уже женатого, и становится его тайной любовницей, рожает ему двоих детей. Через семь лет Алексей решает оставить законную супругу, эмигрировать и жениться на любовнице. В это самое время брат героини начинает шантажировать Алексея, их отъезд под угрозой, и женщина убивает собственного брата, чтобы сохранить счастье. Последующие события показывают, что кровная жертва женщины оказалась напрасной.

Реклама на Forbes Материал по теме

Это история о необратимости жизни, невозможности повернуть назад и изменить что-то в прошлом. А еще это история про страсть, про вожделение, о которых, по утверждению режиссера, стали мало говорить в современном кино. 

Выбирая между мифом о Федре и Медее, Зельдович выбрал последний, поскольку это история эмиграции (Медея бежит из одной страны в другую ради любви), которую ему и хотелось воплотить на экране. Израиль, куда уезжают герои, выбран не случайно, это сложная в политическом отношении территория, где то и дело происходят военные столкновения и террористические акты — это энергия, основанная на обиде и на ревности, именно их и воплощает Медея. 

Огромное значение в картине имеет музыка, которую написал Алексей Ретинский, а исполнил оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса. На пресс-конференции, посвященной фильму, Ретинский рассказал, что стремился избегать иллюстративности и сделать так, чтобы музыка «взрыхляла сознание, но не разжевывала происходящее». Режиссер фильма подчеркнул, что музыка — это половина картины, благодаря музыке фильм из двухмерного превращается в трехмерный. 

Фильм Зельдовича можно хвалить и ругать, можно говорить о том, что это «фаллоцентричная история» и «эксплуатация женской наготы» (так характеризовали картину некоторые критики); но можно посмотреть с другой стороны и увидеть историю созависимых отношений, из которых Медея ищет выход в беспорядочном сексе, но не может найти. И в этом ее бунт. «Медея» — это история женщины, зависимой от мужчины и освобождающейся от этой зависимости страшным путем. 

При всем многообразии оценок и трактовок произведения нельзя не отметить, что картина Зельдовича выделяется на фоне других фильмов основного конкурса «Кинотавра» своей визуальной составляющей, цветом и музыкой, изяществом и масштабом интерьеров и декораций, бескомпромиссной режиссурой и смелой актерской работой Тинатин Далакишвили. Не случайно, в Локарно фильму дали приз с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики. За эстетическую скрупулезность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста. В «Медее» смело сплетаются современные темы с нестареющей нитью мифа, предлагая беспрецедентный аудиовизуальный опыт». Кажется, что эта работа точно не покинет «Кинотавр» без призов. 

«Общага», режиссер Роман Васьянов

Еще до российской премьеры «Общагу» купили сразу три российские видеоплатформы — KION, Premier и «КиноПоиск HD». Международная премьера картины прошла на Шанхайском международном кинофестивале.

«Общага» — это режиссерский дебют российского оператора Романа Васьянова, снявшего голливудский боевик Дэвида Эйра «Отряд самоубийц». Поставленная по роману Алексея Иванова «Общага-на-крови», это, пожалуй, одна из самых мрачных картин программы, которая заканчивается настолько плохо, насколько это возможно, и еще долго оставляет в зрителе чувство грусти и несправедливости жизни. 

Фильм рассказывает о жизни пятерых студентов, живущих в общежитии в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1984 году: правильный и честный первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев), поэт и алкоголик Иван (Никита Ефремов), спекулянт и бабник Игорь (Илья Маланин), их девушки-оторвы Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева). Все они неразлучны и очень близки друг с другом, на вечере в общежитии они признаются друг другу в любви и вечной верности. 

Материал по теме

Но трагедия, произошедшая в общежитии, очень быстро показывает, кто есть кто на самом деле. Девушка, живущая в том же общежитии, которую насилует муж комендантши общежития Ренат, кончает жизнь самоубийством — прыгает с крыши. Забела сообщает милиционеру, что видел, как мужчина ломился к девушке в комнату. Тогда всю компанию тут же выселяют из общежития, чтобы надавить на свидетеля и заставить его изменить показания. 

Дружба ребят сразу заканчивается, и каждый начинает выживать так, как может, предавая других и изменяя себе. Света уже готова занять место погибшей девушки и добровольно стать любовницей все того же мужчины, Нелли хочет вернуться к бывшему любовнику, председателю комсомольской организации, который может помочь ей с жильем, Игорь быстро находит замену Свете и селится в комнате у другой девушки, Саша пьет, и только Забела остается верен себе и отказывается менять показания. 

Несмотря на то, что Васьянов обозначает год, когда происходят события (1984), и изображает разруху позднего СССР, общага в романе Иванова — это вневременное, метафизическое пространство. А сама история — своего рода притча о моральном падении людей. Из атмосферной жанровой зарисовки в начале фильма картина быстро превращается в трагедию, где каждый поворот ведет к очередной деградации персонажа. Опираясь на современный текст, Васьянов поднимает вечные вопросы, столь любимые русской классической литературой. 

«Герда», режиссер Наталья Кудряшова

Месяц назад фильм «Герда» наделал много шума, завоевав «Золотого леопарда» для дебютантки, исполнительницы главной роли Анастасии Красовской и приз молодежного жюри на международном кинофестивале в Локарно, поэтому зрители «Кинотавра» ждали фильм с особым нетерпением, однако некоторых картина разочаровала своей затянутостью и бессюжетностью.

Действительно, Кудряшова не дает сюжетно выверенной истории, мы просто проживаем с героиней короткий момент ее жизни без начала и конца. Видим людей, которых она встречает, занимаясь соцопросами в качестве университетской практики, знакомимся с девушками из клуба, где она танцует стриптиз под псевдонимом Герда. Мы видим токсичную ситуацию в семье, где отец развелся с матерью, но продолжает приходить к ним в квартиру и в пьяном виде устраивать скандалы; видим больную мать, психика которой на пределе; видим странного друга в исполнении Юры Борисова, который зарабатывает тем, что хоронит людей, а в свободное время пишет картины. Все эти линии параллельно существуют в фильме, но не приводят нас к одной точке в финале. 

Социальная драма Кудряшовой демонстрирует печальное состояние русского общества, где каждый сходит с ума по-своему. Люди, которым героиня вынуждена механически задавать самые абсурдные вопросы из соцопросов (реальные вопросы, взятые режиссером из опросов «Левада-Центра»), либо бедствуют, либо не в себе, либо пьянствуют, либо страдают психическими заболеваниями. За все время мытарств героини из квартиры в квартиру ей не встречается ни одного благополучного или адекватного человека. 

Материал по теме

Семью самой Леры сложно назвать благополучной — чтобы прокормить себя и больную мать, девушка вынуждена заниматься стриптизом в клубе и сталкиваться с недетскими ситуациями. Светодиодный глянец стриптиз-клубов на экране резко контрастирует со скромным бытом панельных многоэтажек, по которым ходит Лера, задавая свои вопросы, да и с квартирой самой героини, в которой дверь постоянно выбита пьяным отцом, который ломится туда, чтобы поговорить. Когда становится совсем плохо, Лера обращается к другу-художнику, который зарабатывает тем, что хоронит людей. Он никогда не оставляет ее в сложной ситуации и всегда готов прийти на помощь, однако в роман эти очень близкие отношения так и не перерастают. 

Реклама на Forbes

Лера живет с постоянным ощущением страха того, что ее мать умрет, она, очевидно, больна не только физически, но и психически: рассказывает дочери о каких-то странных открытиях и инсайтах, страдает лунатизмом, не может преодолеть травматичный развод. Лера давно поменялась с ней местами и «удочерила», она заботится о матери намного больше, чем мать о ней. 

История Леры — это и драма взросления, нового осмысления жизни и взгляда на себя. Девушке постоянно снится один и тот же сон: непролазный лес, по которому она идет и никак не может выйти (технически сложные съемки этих сцен осуществлялись под водой, где актриса ходила на глубине 4 метров с утяжелителями). В одном из диалогов Лера говорит, что ей кажется, что в один момент ее сложности, как этот лес, закончатся, и наступит другая жизнь. Но пока она так и не наступает.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий