Алле Демидовой — 84! В свои годы актриса выглядит просто превосходно, а какой она была в молодости: фото

Одна из самых ярких и таинственных звезд советского кино, стильная и талантливая Алла Демидова прожила интересную жизнь и известна миллионам зрителей. Алла Сергеевна снялась во многих фильмах и запомнилась своими театральными ролями.

Она всегда отличалась особой, интеллигентной манерой игры и безупречным художественным вкусом, которые создали ей прекрасную репутацию у режиссеров нашей страны. В этой статье рассказывается о биографии, личной жизни и муже актрисы, а также о том, есть ли дети у Аллы Демидовой.

image

Алла Демидова в молодости

Семья Аллы Демидовой

Будущая знаменитая актриса родилась в Москве в конце сентября 1936 года. Детство ее пришлось на суровые военные годы.

Читайте также:  Элвин Грей: «Я родился в Башкортостане, мой язык башкирский, мой дух башкирский»

image

Алла Демидова в одной из ролей

В семье Аллы Демидовой ни родители, ни бабушки и дедушки не имели отношения к искусству. Отец девочки был репрессирован, попал под амнистию, а затем погиб на фронте, и мама растила дочку одна. Она работала в университете, на факультете экономики.

Алла Демидова в начале карьеры

С ранних лет маленькая Алла обожала театр и мечтала стать актрисой. Она с удовольствием участвовала в постановках детской драматической студии, а после школы решила поступать в театральный ВУЗ. Экзамены Алла провалила по причине врожденного дефекта речи — приемная комиссия заявила о профнепригодности девушки. В отчаянии Демидова пошла учиться на экономиста и даже начала преподавательскую деятельность. Но тяга к искусству оказалась сильнее. Алла предприняла вторую попытку получить актерское образование, и она увенчалась успехом.

Алла Демидова в одной из первых ролей

Притяжение любви

Алла Демидова. Алла Демидова не любит вспоминать собственное детство. Она всё время чувствовала себя ненужной, брошенной, лишней. Даже когда девочка болела, никто особенно не заботился о ней. Владимир Валуцкий, напротив, купался в любви своих родных и близких с самого рождения. И когда болел, для него специально готовили клюквенный морс, укутывали ноги тёплым одеялом и приносили книги в ярких обложках, чтобы мальчик не скучал в одиночестве.

Владимир Валуцкий.

Когда они познакомились, Алла Демидова была студенткой Щукинского училища, а Владимира Валуцкого как раз отчислили из ВГИКа за пародию на Ленина во время студенческого капустника. Две противоположности притянулись друг к другу, как два магнитных полюса. И потом, на протяжении всей их жизни, какие бы сюрпризы и испытания не преподносила им судьба, они всегда ощущали это притяжение. Иногда болезненное и мучительное, иногда – спасительное.

Личная жизнь Аллы Демидовой

Актриса всегда отличалась силой воли и целеустремленностью, вела себя строго и сдержанно. С ее именем не было связано никаких скандальных историй.

Первым мужем Аллы Демидовой был переводчик по имени Владимир, этот брак просуществовал совсем недолго.

Более полувека звезда кино прожила со вторым супругом, сценаристом Владимиром Валуцким, за которого вышла замуж в 1961 году. Он имел отличную репутацию в мире кино, принимал участие в создании многих известных фильмов.

Читайте также:  Ирина Розанова: биография, личная жизнь, неудачные браки, последние новости

Алла Демидова и Владимир Валуцкий

Свою семейную жизнь супруги тщательно скрывали от журналистов, часто отказывались от интервью.

Однако позже женщина признавалась, что этот союз нельзя было назвать безупречным.

Муж Аллы Демидовой не раз заводил романы на стороне, у него даже родилась внебрачная дочь Александра.

Он очень ценил семью, но однажды серьезно увлекся молодой актрисой, которая без сожалений рассталась ради него с супругом. Девушка мечтала выйти замуж за Валуцкого и начала требовать, чтобы Владимир развелся с Демидовой. Но тот не торопился окончательно порвать с женой. Все это время Алла Сергеевна терпеливо ждала, когда увлечение Валуцкого пройдет само собой.

При этом она не устраивала сцен ревности, молча переживая эту неприятную ситуацию.

Еще одна любовная история Владимира привела к рождению внебрачного ребенка. В результате мужчина признал девочку, дал ей свою фамилию и продолжал общение. Демидова проявила мудрость и не препятствовала отношениям отца и дочери.

Алла Демидова с супругом

Несмотря ни на что, пара нашла возможность сохранить семью, не обращая внимания на прошлые ошибки. Алла Сергеевна прожила с Владимиром Ивановичем до самой его кончины в 2015 году.

Демидова считает, что на ее долю досталось не слишком много женского счастья. Супруг окружил ее вниманием, однако был скорее другом, чем страстным любовником.

Ну а для Аллы Сергеевна родство душ было важнее чувственной стороны брака.

Гораздо больше ее привлекали к мужу общие интересы, взаимопонимание и уважение друг к другу.

Читайте также:  Валерий Леонтьев – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, рост и вес, слушать песни онлайн 2021

Муж Аллы Демидовой фото

Будущий муж Аллы Демидовой родился в Москве, это был 1936 год. Отец, поляк, в детстве переехал со своими родителями и родными в Россию, так как наступила Первая мировая война. Это страна стала для него второй, здесь родились дети, он занимался строительством аэродромов, но в партию так и не вступил до конца дней своих.

Мать Владимира Валуцкого родилась в Рязани, но ее родители погибли, когда она была еще маленькая, а Галину отправили на золотошвейное производство в столицу. После замужества она сидела дома и занималась детьми и хозяйством.

Валуцкий был очень известным человеком, свое мнение он высказывал сразу, за что его и не любили. Когда он был признан лучшим сценаристом, он мог за считаные часы полностью поменять смысловую часть и даже переделать сценарий. Самоволие очень не нравилось властям, но на этот момент Владимир старался не обращать внимания. Из ВГИКа его исключили в связи с тем, что он показал личную причину видения сложившейся ситуации.

Муж Демидовой пародировал Ленина в тот момент, когда вождь был абсолютно неприкосновенен. Окончил ВГИК он через 3 года, обучался на сценарном факультете, после чего биография пополнилась настоящим режиссерским делом.

Первые картины сразу же были культовыми. Две картины, отнятые Мельниковым Виталием, дебютировали в 66-м году, сценарий подготовил Валуцкий. Эти фильмы вышли на экран и впоследствии стали великими, успешные прокаты приглашение к сотрудничеству — у мужа Аллы Демидовой было много славы.

Сегодня возможно молодежь и не знает таких фильмов как «Зимняя вишня», но если посмотреть, они обязательно покажутся знакомыми. Каждый ребенок хоть раз с родителями смотрел эту картину, иногда показы велись даже сразу по нескольким каналам.

Российская версия Шерлока Холмса тоже была отнята по сценарию мужа Аллы Демидовой, этот фильм идеален для современной молодежи. Всем знакома история Мэри Поппинс, это шикарный сценарий, который взрослым помнится с детства и даже современный ребенок с удовольствием посмотрит этот фильм.

Есть ли дети у Аллы Демидовой

Совместных детей и внуков у супругов нет.

Отдавая всю себя творческой деятельности, Демидова так и не познала радость материнства.

Причина этого состояла в том, что Алла Сергеевна была слишком увлечена работой и не особенно доверяла своему мужу, который не отличался супружеской верностью.

Дочь Валуцкого Александра

Став вдовой, актриса дружески общается с незаконнорожденной дочерью Валуцкого Александрой, которая решила посвятить себя журналистике. Девушка имеет филологическое образование и работает на телевидении.

Брак вопреки

Алла Демидова и Владимир Валуцкий. Алла Демидова рано начала самостоятельную жизнь, а Владимир Валуцкий всегда был очень привязан к своей семье, считался с мнением родных. И ему было довольно трудно, когда мама воспротивилась его браку с Аллой. Ей казалось, что из актрисы никогда не получится хорошая жена. Тем не менее, Владимир Иванович свое решение менять не стал. И привёл в дом молодую жену вопреки воле мамы. Отец будущего сценариста в семейные отношения сына не вмешивался, оставляя за ним право строить жизнь по собственному разумению.

Алла Демидова и Владимир Валуцкий.

Много лет спустя Алла Сергеевна признается: она неоднократно давала свекрови повод для недовольства и раздражения. К примеру, поздно приходя домой, она по неведению могла уничтожить бульон или съесть картошку с килькой, которые были, как потом выяснилось, приготовлены для кошки.

Алла Демидова.

Но Владимир Иванович, будучи человеком очень мягким, всегда умело лавировал между любимыми женщинами. К ним относились не только жена и мама, но и подруга детства, киновед и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

Обыкновенное чудо

Алла Демидова и Владимир Валуцкий. По признанию самой актрисы, обыватели имеют полное право не верить ей. Однако Алла Сергеевна предлагает почитать воспоминания знаменитых литераторов и попробовать взглянуть на жизнь без примеси чувственности, но с точки зрения духовного единения. Демидова достаточно откровенна в своих воспоминаниях: она признается, что плотская составляющая брака её всегда интересовала меньше всего. А ещё у неё несколько атрофировано чувство ревности, и актриса признает за мужчинами право на полигамность. Физическая измена – это пустяк, не стоящий внимания. Куда серьёзнее измена духовная, когда мысли и чаяния наполнены мыслями о другом человеке.

Владимир Валуцкий.

Они были разными. Он – мягкий, она – жёсткая. Он человек широкой души, она – необыкновенно закрытая. Но они оба ценили тишину и одиночество, возможность заниматься творчеством и жить в своё удовольствие. Им было всегда безумно интересно друг с другом. Им всегда было о чём поговорить и о чём помолчать вдвоём. Он был консерватор, она – радикальный новатор. Ему было комфортно в привычном искусстве, ей надо было идти на шаг впереди всех новых веяний. Но они настолько хорошо понимали друг друга, что за последние 30 лет жизни даже не поссорились ни разу.

Читайте также:  Александр Панайотов: личная жизнь-2017 и последние новости — жена, Евровидение и Голос

Алла Демидова.

Когда Владимир Валуцкий заболел, Алла Демидова боролась за каждую минуту его жизни. Она верила, что сможет победить онкологию. Не смогла. Он ушел в апреле 2015 года. После того, как Владимира Ивановича не стало, она совершенно разучилась плакать. В его комнате всё осталось точно так же, как было при жизни. А она подружилась с дочерью мужа Александрой, которая стала журналисткой. Алла Демидова считает: сколько бы ни было отмеряно ей жизни, прожить её надо достойно, не распыляясь на обсуждение чужой жизни, а обращая внимание лишь на собственные поступки, дела, мысли.

29 сентября народной артистке РСФСР Алле Демидовой, работавшей с Любимовым, Высоцким, Тарковским и Муратовой, исполняется 85 лет. К её юбилею вышел документальный фильм «Кто тебя победил никто», который снимали шесть лет. 24 сентября в московском кинотеатре «Пионер» состоялась его премьера. Ленту представили лауреат премий «Ника» и «Золотой орёл» режиссёр Любовь Аркус, Алла Демидова и генеральный директор Первого канала, продюсер проекта Константин Эрнст. Стало ли это кино классическим байопиком, почему во время работы над ним автор испытывала гнев и обиду и по какой причине Алла Демидова хотела остаться «вне советского контекста», разбирался NEWS.ru.

Алла Демидова, застёгнутая на все пуговицы

«Кто тебя победил никто» создан к юбилею Аллы Демидовой и включает последние прижизненные интервью с критиком Вадимом Гаевским, искусствоведом Майей Туровской и режиссером Кирой Муратовой. Любовь Аркус не только общалась с Демидовой и её знакомыми, но и собирала информацию в архивах. В документальной ленте актриса рассказывает о нелюбви к детству и добавляет, что «боится людей». Демидова вспоминает свою шекспировскую Гертруду, называя её лучшей в театральной истории, и своего партнёра по сцене Владимира Высоцкого.

Перед премьерой Аркус сказала NEWS.ru, что выйдет с показа фильма, поскольку «не может его больше смотреть». Так и было, с премьеры она тихо ушла, поскольку за шесть лет успела запомнить каждый кадр. На презентации режиссёр вспомнила, как съёмки обрывались и начинались вновь, оставляя множество нерешённых личных вопросов между авторами и героями. И если для зрителей «Кто тебя победил никто» — очередной байопик, то для Любови Аркус это долгий путь с гневом и обидами.

Однако ненависти не было, — отметила режиссёр, задумавшись.

В фильме Аркус называет Демидову «человеком, застёгнутым на все пуговицы». Режиссёр призналась, что и не пыталась преодолеть закрытость актрисы. Тем не менее, по мнению Аркус, она смогла понять Демидову, «как можно понять только самого глубокого, близкого родственника».

Всё, что я сочла возможным сказать об этом в фильме, я сказала. Это фильм о пути одного человека к другому человеку, который не хочет, который говорит нет, который закрывает дверь, который не отвечает на звонки. И ты понимаешь, что ты не можешь не сделать эту работу, — объясняла Аркус на презентации.

В этот момент Алла Демидова, стоявшая рядом, перебила Аркус: «Может, мне уйти, Люб?». Такое настроение борьбы присутствует и в самом фильме, где режиссёр, выступающая в роли критика, интервьюирует актрису, которая никогда не любила давать интервью. Картина отчасти основана и на едва заметной конфронтации двух персонажей, мнения которых о том, как надо, полярно расходятся.

Любовь Аркус, Алла Демидова

«Её мания величия — форма защиты»

«Кто тебя победил никто» — это байопик, наполненный эстетикой театра, музыки и поэзии. В фильме фигурируют актёр Владимир Высоцкий, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов, режиссёры Роман Виктюк и Андрей Тарковский. Через Демидову и работавших с ней актёров и режиссёров авторы показали историю закрытого мира СССР в контексте театра и кино. Драмы, разбитые надежды, реформы и непринятие западных веяний советскими консерваторами отражены в «Кто тебя победил никто» глазами «язвительной и ранимой» Демидовой, которая не хотела принимать традиционный театр. Во время просмотра зрителя не покидает ощущение, что главная героиня великодушно позволила съёмочной группе заглянуть в свой мир, где долгие годы она провела в одиночестве.

В любом фильме нужно внутреннее напряжение. В данном случае присутствовал критик сверху и актриса внизу. Почему сверху и внизу? Потому что критик — это всегда результат. А актёр всегда в центре круга и не знает, куда идти. Поэтому у нас совершенно разные взгляды. Не потому, что я такая злыдня. Это совсем разный подход к рассказу. Но, может быть, вот на таком конфликте и держится двухчасовое внимание, — отметила Демидова во время премьеры.

–> –>

Алла Демидова хотела быть «вне советского контекста» и не привязывала себя ко времени, актёрским типажам и успешным ролям. Она могла капризно отказываться от проектов, потому что не считала их достойными. И даже о роли в фильме Тарковского «Зеркало» актриса говорит, что «она ничего не стоит». Демидова выбирала сильные роли, далёкие от её собственной личности, и радовалась, что «её настоящую никто не знает». В фильме Кира Муратова называет Демидову «язвительной и ранимой одновременно», заключив, что её мания величия — это форма защиты.

Этот фильм не об актрисе, это фильм о человеке. Хотя она утверждает, что она актриса и больше ничего. Но снимать кино можно только о человеке. И самое важное — выбрать, как ты хочешь о нём рассказывать. Я нашла такую болевую её точку, что она не хотела иметь отношение ко времени и истории… Самое главное, я думаю, что произошло в этом фильме (даже безотносительно того, какой он получился), это то, что я от раздражения, гнева, обиды пришла к полному принятию и понимаю человека. И пониманию масштаба, который никак не зависит от его поведения, — объяснила Любовь Аркус в беседе с NEWS.ru.

В какой-то момент обладающая уникальной творческой биографией Демидова пропала со сцены и стала выступать на сольных поэтических вечерах. В конце фильма показаны кадры одного из таких выступлений. Финал впечатляющий: дочитав последнее стихотворение, актриса строго и без улыбки на лице произносит: «Спасибо. Всего доброго». И первые несколько секунд зрители молчат, робея перед внутренней царственной силой этой женщины.

–> –> –> Новости партнеров–> –> –> –>

13 руководителей крупнейших российских театров, среди которых Владимир Урин (Большой театр), Константин Хабенский (МХТ им. Чехова), Евгений Миронов (Театр Наций), Константин Райкин («Сатирикон»), Ирина Апексимова (Театр на Таганке), Виктор Рыжаков («Современник»), в открытом письме поддержали главу Союза театральных деятелей (СТД) Александра Калягина, подвергшего критике проект президентского указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских художественно-нравственных ценностей». Почему предложенный Минкультом документ вызвал столь резкое отторжение со стороны театральных деятелей и какую роль в этом играет госфинансирование возглавляемых ими учреждений, выяснил NEWS.ru.

13 руководителей крупнейших российских театров, среди которых Владимир Урин (Большой театр), Константин Хабенский (МХТ им. Чехова), Евгений Миронов (Театр Наций), Константин Райкин («Сатирикон»), Ирина Апексимова (Театр на Таганке), Виктор Рыжаков…

Актриса Алла Демидова всегда отличалась утонченностью и индивидуальностью. При этом она производила впечатление уверенной в себе и порой даже волевой женщины. А вот к пересудам она относилась довольно резко и рубила их на корню. Учитывая, что ее жизнь была не из легких, многие любили посплетничать у нее за спиной, а сама Алла шла по жизни с гордо поднятой головой, несмотря на массу проблем.

Алла Демидова. Фото из открытых источников

Замужем артистка была всего один раз. Супруг Владимир Валуцкий, работавший сценаристом, стал для нее спутником жизни на долгие 54 года, вплоть до самой смерти. И несмотря на то, что их жизнь не всегда была гладкой и безоблачной, супругов, как магнитом, притягивало друг к другу.

Алла Демидова и Владимир Валуцкий. Фото из открытых источников

Детство будущей актрисы счастливым назвать было трудно. При первом же упоминании о нем у Демидовой всплывает в памяти чувство одиночества. Даже в те моменты, когда она болела и нуждалась в заботе родных, за девочкой никто не ухаживал, не лечил ей сбитые колени и не заставлял полоскать воспаленное горло. Да и самые горькие слезы утереть было некому — в семье считали, что и так все пройдет.

Алла Демидова. Фото из открытых источников

А вот детство Валуцкого было полной противоположностью. Он был окружен вниманием и заботой. При первых же признаках недуга родители всегда оказывались рядом с необходимым набором для лечения. Таким же заботливым вырос и сам Владимир — он в семейной жизни старался взвалить большинство обязанностей на свои плечи.

Владимир Валуцкий. «Колье Шарлотты» (1984). Фото из открытых источников

О том, что родители не одобрили выбор невесты, Владимир догадался еще во время знакомства. Особенно разочарованной казалась ему тогда мама. Но даже несмотря на крепкие чувства в родительской семье, Валуцкий от своего решения не отказался. О том, что его любимая не умеет вести домашнее хозяйство, молодой муж понял почти сразу. Но он не стал упрекать жену или накалять обстановку между невесткой и свекровью, а, чтобы избежать возможных конфликтов, привел в дом помощницу, хотя сам тогда еще был студентом.

Алла Демидова, кадр из фильма «Собака Баскервилей». Фото из открытых источников

На первый взгляд казалось, что брак Владимира и Аллы идеальный — супруг всегда провожал девушку на репетиции и гастроли, тепло встречал ее после, сам всегда приходил домой вовремя и, казалось бы, поводов для ревности быть не должно. Но так думали только те, кто не очень хорошо знал эту семью. На самом деле Алла была не единственной женщиной в жизни горячо любимого супруга. Он позволял себе «крутить романы на стороне».

Алла Демидова и Владимир Валуцкий. Фото из открытых источников

Именно поэтому часто называли артистку «железной», она словно не замечала происходящего вокруг. А Демидова объясняла это по-своему: женщина считала, что физическая верность не является самым важным звеном в благополучии семейной жизни. Она считала, что гораздо важнее уважать друг друга, понимать проблемы ближнего и иметь общие интересы. Во многом взгляды супругов совпадали, они не считали физическую неверность изменой и считали, что это не повод для разрыва отношений. А сама Алла оставалась желанной для многих мужчин, и каждый готов был оказаться на месте супруга. Артистка признавалась, что верность на плотском уровне не является для нее показателем счастливой семейной жизни. К тому же она понимала, что по природе мужчины полигамны и нисколько не ревновала мужа к другим женщинам. Куда главнее для нее были духовное единство, преданность и мысли, занятые партнером.

Алла Демидова и Владимир Высоцкий. Фото из открытых источников

Именно так все и было в этой семье. Супругам было интересно проводить время вместе, они находили общие темы для разговоров и даже в молчании им было комфортно и гармонично.

Алла Демидова и Владимир Валуцкий. Фото из открытых источников

Владимир Иванович заботился о супруге, стараясь выполнять ее любые желания. А вот новость о рождении его внебрачной дочери прозвучала, как гром среди ясного неба. К тому же сама Демидова так и не могла стать мамой. Несмотря на внутреннюю боль, артистка смогла порадоваться тому, что ее супруг стал отцом и продолжил род. Ей приходилось держать чувства при себе, не давая им выхода наружу. Алла Сергеевна всегда считала, что главное — не слово, а дело, поэтому нашла в себе силы и после смерти супруга стала помогать девочке, став для нее надежной опорой в жизни.

Фото из открытых источников

Александра, так зовут внебрачную дочь сценариста, стала выпускницей филологического факультета РГГУ. Она связала свою дальнейшую жизнь с журналистикой на телевидении, но еще многое только начинается в жизни девушки.

Александра Валуцкая — дочь Владимира Валуцкого. Фото из открытых источников

Сама же Демидова, несмотря на преклонный возраст, а ей уже 84 года, до сих пор выступает на сцене личного театра и ставит необычные авторские программы. Она следит за своим внешним видом и здоровьем.

Алла Демидова. Фото из открытых источников

После смерти супруга женщина осталась жить одна, она любит проводить свободное время в комнате Владимира и ничего не меняла в ней, оставив все, как было при его жизни. Иногда ей кажется, что он рядом и мысленно делится с ним новостями.

Фото из открытых источников

Многие коллеги по цеху признаются, что Алла Сергеевна любит одиночество. Ее считают женщиной с утонченными манерами и изысканным вкусом, но при этом высокомерной. Возможно, они правы, но так сложилась жизнь этой замечательной артистки и никто не знает, как бы повел себя сам, окажись на ее месте.

По материалам

Опубликовано: 14.12.2019

При всей популярности Алле Демидовой, как актрисы театра и кино, мало кто может сказать, что хорошо ее знает. А она на этот счет отмечает, что носит маски своих героинь. Таковых было очень много, среди них встречались королевы, комиссары, писательницы, воспитательницы, стюардессы и проститутки. Мало того, в число масок попал и такой вожделенный для всех актеров Гамлет. Демидова стала одной из немногих актрис, сыгравших принца Датского.

image

“Великая актриса” одним словом

В представлении маленькой Аллы ее будущая профессия называлась именно так, а не иначе. Можно уверенно сказать, что ее она освоила в полной мере. Начиналось же все 29 сентября 1936 г., когда в семье потомка известной в России семьи золотопромышленников Демидова Сергея Алексеевича и его супруги  Александры Дмитриевны (урожденной Харченко) родилась девочка.

Еще до ее рождения в 1932 г., Сергей Алексеевич был осужден, но довольно быстро освободился. С началом войны он ушел добровольцем на фронт и погиб в 1944 г. У Демидовой об отце остались лишь эпизодические воспоминания, когда он приезжал на побывку. Она запомнила, как спала с подаренной им мягкой игрушкой, которую затем ее мама подарила, посчитав, что дочь уже выросла.

Военное детство девочки прошло во Владимире у бабушки по матери. А после окончания войны, она вернулась  в Москву. Александра Дмитриевна работала младшим научным сотрудником в МГУ на экономическом факультете, она любила свою работу и покинула ее только в 92 года.

Стремление стать актрисой Алла  начала воплощать в жизнь в школьном театре. Играть приходилось совсем не женские роли, но и им она была рада. Дополнительно она поставила программу, в которой читала Катерину из “Грозы” Островского, “Анну Каренину” и другие любимые произведения.

Повороты в жизни

Алла Демидова  в своих интервью часто говорит о предопределенности истории в целом и человеческой судьбы в частности. Возможно, что это стало причиной увлечения актрисы эзотерикой. Что же касается ее судьбы, то она имела свои поворотные моменты.

После окончания школы Алла Сергеевна отправилась поступать в Щукинское училище, чтобы заниматься делом всей своей жизни. Но случилось ужасное, ее не приняли по причине плохой дикции. Более того, педагог, к которому она обратилась за консультацией, сказал, что ей вообще не стоит мечтать о карьере актрисы.

Получив такой удар, девушка не сломалась и не впала в депрессию, она поступила в МГУ на  экономический факультет, хорошо окончила его и начала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета. Но театр не отпускал ее, уже на 3 курсе  Алла пришла в университетский театр. В 1958 г. руководителем этого театра стал начинающий актер Ролан Быков. Он поставил в этом же году по пьесе чешского писателя Павла Когоута спектакль “Такая любовь”. В этой постановке Демидова исполняла роль Лиды Петрусевой. Спектакль получился удачным и пользовался успехом, собирая аншлаги. А.Демидова была замечена, критики отмечали ее умение играть страдания, прикрытые самоиронией и особую пластику актрисы. Ролан Быков оставил руководство театром после переезда в Ленинград. После него сменилось несколько руководителей, но повторения успеха не получилось. К тому же не складывались отношения у А.Демидовой с новыми руководителями.

Но главное произошло, появилась уверенность в своих силах, она вновь подала  в 1959 г. документы в Училище им.Щукина и на этот раз успешно поступила. Начинала свою учебу актриса на курсе актрисы трагического амплуа Анны Орочко. И вместе с ней она впервые попробовала играть роль Гамлета, тогда это не случилось по разным причинам, а мечта осталась.

Судьбоносным для Аллы Сергеевны стал дипломный спектакль “Добрый человек из Сезуана” по пьесе Б.Брехта. Его поставил Ю.Любимов и она сыграла госпожу Янг. По словам актрисы, этот спектакль заложил основу будущей Таганки,  где Любимов вернул почти забытые принципы политического театра.

Училище Демидова окончила с отличием и получила приглашение в уже начавший работать Театр на Таганке. Правда, у нее были другие планы. Еще во время обучения она играла в пьесе вахтанговского театра “Гибель богов”. Постановщик этого спектакля Р.Симонов явно выделял Демидову, что давало повод рассчитывать на поступление в труппу. Но, в очередной раз, все пошло не так и она получила отказ. Пережив и это потрясение Демидова вернулась на Таганку.

image

Театр на Таганке

Начало актерской карьеры в этом театре не было быстрым. Изначально приходилось играть в массовке и небольшие роли. Только с 1968 г., когда Алла Демидова уже стала известной по своим работам в кино, ей стали давать серьезные роли. Но, даже во времена скромных ролей, она очень уважительно относилась к Любимову, мирилась с его авторитарностью, старалась следовать его режиссерским построениям. Со временем Алла Сергеевна становится одной из ведущих актрис театра и играет в большинстве постановок. Наиболее известными становятся:

  • 1968 г. “Тартюф” – Эльмира;
  • 1969 г. “Час пика” – пани Боженцкая;
  • 1971 г. “Гамлет” – Гертруда;
  • 1974 г. “Деревянные кони” – Миленьевна;
  • 1975 г. “Вишневый сад” – Раневская;
  • 1979 г. “Преступление и наказание” – мать Раскольникова;
  • 1981 г. “Три сестры” – Маша;
  • 1982 г. “Борис Годунов” – Марина Мнишек.

Несмотря на то, что ролей было много, Демидова не стала почивать на лаврах. Ее поиски нового совпадают с поисками В.Высоцкого. Они вместе начинают работу над спектаклем по пьесе Теннеси Уильямса для двух актеров “Крик”. Постановщиком был Высоцкий , пробовавший себя в режиссерском качестве. В это же время он задумал постановку” Федры” Ж.Расина, где главная роль предназначалась Алле Сергеевне. Оба спектакля планировалось выпустить в 1980 г., который, к сожалению, стал последним годом жизни В.Высоцкого.

После отъезда Ю.Любимова за границу, театр недолгое время возглавлял Анатолий Эфрос. Демидова уже до этого работала с ним, в частности в постановке “Вишневый сад”. Но время его руководства было оборвано трагической смертью. Демидова успела сыграть только роль Элины в постановке А.Эфроса в 1986 г.  “Прекрасное воскресенье для пикника”.

Нестабильная ситуация в театре дает время Демидовой для поиска. Она начинает сотрудничать с Романом Виктюком и играет Федру в одноименной постановке по произведению М.Цветаевой. Премьера состоялась в 1988 г., после чего спектакль с большим успехом играли на многих сценах Америки и Европы. Приобщение к греческой трагедии открыло новую страницу в работе актрисы. Она говорила, что после этого другие роли кажутся немного “пресными”.  Уже после возвращения Ю.Любимова, она вернулась к греческой трагедии и сыграла Электру в поставленном им спектакле по Софоклу.

Работа за рубежом

Неординарная внешность, врожденная аристократичность, глубокое проникновение в роль, удивительная пластика актрисы привлекали внимание и зарубежных режиссеров. Уже во время учебы А. Демидова получила приглашение от Жана Вилара работать в его театре. Конечно воспользоваться приглашением в то время она не могла.

В 1989 г. она познакомилась с французским режиссером Антуаном Витезом. Он сделал ей очень лестное предложение исполнить роль Ферды в постановке театра “Комеди Франсез”. Когда Алла Сергеевна приехала знакомиться с актерами, задействованными в спектакле, она поняла, что ее там не хотят видеть в этой роли. Тогда А. Витез решил занять в спектакле российских актеров и уже подобрал труппу в Москве. Только проект не был реализован, в 1990 г. А.Витез умер.

Позже очень плодотворным оказалось сотрудничество с греческим режиссером Теодоросом Терзополусом. Она очень высоко оценивала работу с ним. Результатом стали спектакли “Квартет”   (1993 г., роль Мертей), “Еврепид” (1996 г., роль Медеи) по пьесам Х. Мюллера и “Гамлет-урок” (2001 г.). Последний был поставлен как моноспектакль в виде урока, где актриса показывала, как исполняются роли Гамлета, Офелии, Гертруды.

Театр-А

Когда после тридцатилетней работы на Таганке, в театре начались скандалы для Демидовой началось время сложных решений. Она, в силу своего характера и воспитания, никогда не принимала участия в интригах, разборках и прочих атрибутах закулисной жизни. Она выкупила спектакль “Федра” Р.Виктюка у театра и организовала свой Театр-А, окончательно покинув Таганку.

В дальнейшем в репертуар театра вошли постановки Т.Терзопулоса. Но ее театру не суждено было долго жить, потому что для Аллы Сергеевны организационные и административные моменты были чужды. По поводу практичности она говорит, что “никогда не знает, сколько денег в кошельке”

Кино

Успех в кино пришел к Алле Демидовой раньше, чем в театре.  Впервые на съемки она попала в 1957 г., сыграв студентку в фильме “Ленинградская симфония”, затем последовали еще три фильма, которые актриса называла пробными. Первой серьезной ролью, принесшей известность стала Ольга Берггольц в фильме “Дневные звезды” И.Таланкина (1966 г.). Фильм не дошел до широкого зрителя сразу, а был отправлен “на полку”, но для Демидовой он стал трамплином в большое кино. Вспоминая об этом фильме, она жалела, что такая роль сыграна ей в кино, а не в театре.

Несмотря на запрет фильма, актриса стала востребована и популярна. Предложений было много, но Алла Сергеевна относилась очень требовательно. Спустя много лет она пожалеет об этом, по ее словам, тогда она хотела играть тему, а не быт.

Тем не менее снималась она много и удачно. Только в 1968 г. с ее участием на экран вышло 6 фильмов, среди которых “Щит и меч”, “Живой труп”, “Шестое июля”. В последнем она играла Марию Спиридонову, вложив в роль свое отношение к марксизму, по сути написав  новый текст для своей героини, в корне, отличавшийся от предложенного Шатровым. Демидовой не свойственно играть в политику в кино и в жизни, но эта роль привлекла ее возможностью оппонировать Ленину.

Поиск своих решений в игре приводил к тому, что она находила новые образы для привычных персонажей, например, ее Аркадина в “Чайке” характеризовалась кинокритиками как “умная хищница”.

Удалось  Демидовой поработать и  с А.Тарковским, она играла в фильме “Зеркало”(1970 г.)  Лизавету Павловну. Но, когда он захотел ее снимать еще, то не получил на это разрешение. В числе ролей Аллы Сергеевны, запомнившихся зрителям герцогиня Мальборо в “стакане воды”, стюардесса в одноименном фильме, Анна Стентон в “Вся королевская рать” (1971г.), Леся Украинка – “Ты и я”.  Всего фильмография актрисы насчитывает более пятидесяти фильмов.

Книги

Привычка вести дневники и замечать недоступное для других, косвенно способствовали началу литературной деятельности Аллы Демидовой. Умение видеть в людях скрытые качества, наличие собственного взгляда на происходящее она сумела донести в своих произведениях. Говоря о книгах, Демидова отмечает, что почти в каждом названии прямо или косвенно присутствует зеркало. Ее первая книга “Вторая реальность” (1980 г.) трактуется ей как отражение имеющейся. Затем последовали “Тени зазеркалья”, “Ахматовские зеркала”, “В глубине зеркал”. Были и книги воспоминания об актерах, с которыми ей доводилось работать. Сразу после смерти В.Высоцкого ей предложили написать о нем книгу, так появилась на свет “Мой Высоцкий”. Это название  книга получила во втором издании и оно не нравится автору. Изначально книга называлась “Высоцкий – каким помню и люблю”. Но, в очередной раз подтверждая свою неконфликтность, Демидова не стала настаивать на изменении названия. На основе воспоминаний написана также книга о Смоктуновском “А скажите, Иннокентий Михайлович…”.

На сегодняшний день издано 14 книг Аллы Демидовой.

image

Алла Демидова и ее муж.

Семейная жизнь длиной в 54 года

Личная жизнь Аллы Сергеевны сложилась тоже весьма необычным в актерской среде образом. Она вышла замуж за известного сценариста Владимира Валуцкого. Их брак длился более 50 лет. При том, что Демидова догадывалась о тайной жизни мужа, его изменах и увлечениях, она находила в себе силы прощать и мириться с этим. По ее мнению секрет долговечности и прочности брака заключается в том, чтобы было интересно. Имея мужа сценариста, в его фильмах актриса снялась только раз, причем, как она рассказывает ей неудобно было отказаться после того, как согласились на ее сильно завышенный гонорар.

Детей А.Демидова никогда не хотела и не планировала. Она подчеркивает, что лишена “материнского инстинкта”. Кроме того, всегда отмечаемое в рассказах о себе “чувство ответственности” не могло разрешить проблему совмещения полноценной работы в театре и воспитание детей.

Сегодняшнее время

Алла Сергеевна продолжает свою театральную и кинематографическую деятельность. Она устраивает поэтические вечера и мастер-классы, пишет новые книги. Интересуется новыми постановками молодых режиссеров новаторов. Актриса по-прежнему избирательна к выбору ролей и находит совсем неожиданные. Одной из последних работ в кино стала роль Бабы Яги в вышедшим в 2017 г. фильме “Мешок без дна”.

А. Демидова желанный гость на телевидении, выступает как в роли приглашенных гостей, так и ведущей авторские программы. Ее элегантная внешность и стиль остаются безупречными при неизменном ореоле таинственности и неприступности.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий